Система работы социального педагога с семьями «группы риска».
Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, которые дает семья.
Отношения родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера – все это само по себе уже воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует сил, времени, знаний, определенных навыков, высокой требовательности от отца и матери к самим себе.
Между тем, жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, незнанию, по легкомыслию, допускают серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.
Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утратившая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
В начале 2014-2015 учебного года было проведено изучение и обследование семей учащихся школы, в ходе которого было установлено, что 27% учащихся воспитываются в неполных семьях; 7% учащихся школы воспитываются в многодетных семьях; 18,9% учащихся из малообеспеченных семей и 0,9% учащихся из социально-неблагополучных семей. За последние пять лет эти показатели менялись следующим образом:
- количество неполных семей постепенно уменьшается с 31,5% в 2010-2011 до 27% в этом учебном году;
- количество многодетных семей остается примерно на одном и том же уровне, около 7%;
- наблюдается постоянное увеличение количества малообеспеченных семей с 5% в 2010-2011 учебном году до 18,9% в этом учебном году;
- количество социально-неблагополучных семей, состоящих на учете, остается примерно на одном уровне, с небольшой тенденцией к снижению с 1,4% в 2010-2011 учебном году до 0,9% в этом учебном году.
Диаграмма 1
Динамика количества семей «группы риска»
В целом около 25% учащихся школы воспитываются в семьях «группы риска»: неполных, многодетных, малообеспеченных и неблагополучных. Поэтому одним из главных направлений деятельности школы является работа по социально-педагогическому сопровождению семей «группы риска».
Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:
- выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
- определение причин семейного неблагополучия;
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
- помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- профилактика социальнойдезадаптации, девиантного поведения;
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ "Об образовании";
- Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;
- постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
- Закон Костромской области от 11 ноября 1998 г. N 29
"О гарантиях прав ребенка в Костромской области"
(принят Костромской областной Думой 5 ноября 1998 г)
(с изменениями от 22 ноября 2005 г., 28 апреля, 16 июля, 28 декабря 2007 г., 7, 29 февраля, 27 марта 2008 г., 8 июня, 15 июля 2009 г.)
- Постановление Костромской областной думы от 2 февраля 2012 года, № 1049 «О внесении изменений в Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» и Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».
Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов школы должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:
- непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;
- работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;
- работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.
В целом решение проблем социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных:
- на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- реализацию системы профилактики нарушений воспитания в семьях группы риска.
Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в школе на индивидуальном сопровождении.
Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами(приложение 1, приложение 2).
Основными источниками информации о семье являются:
- классный руководитель, учителя ребенка;
- социальные паспорта классов(приложение 3);
- беседы с ребенком, его родственниками, сверстниками;
- непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в школу); (приложение 4, приложение 5)
- наблюдение за ребенком в школе, особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения (приложение 6).
Актуальные проблемы семейного неблагополучия и специфика деятельности по решению проблемы
Направления деятельности / формы помощи
|
Правовые основания деятельности
|
Субъекты взаимодействия по проблеме
|
Невыполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка, игнорирование потребностей ребенка
|
· Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских обязанностей;
· постановка семьи на психолого-медико-социальное сопровождение в ОУ;
· консультирование родителей по основным обязанностям по воспитанию ребенка (знакомство с Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ), ст. 63–65, 69, 71, 73, 74, 77);
· обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости).
Если ситуация в семье не меняется:
Подготовка ходатайств:
1. Ходатайство в ПДН о привлечении родителей к административной ответственности и оказании содействия в проведении профилактической работы с семьей.
2. Ходатайство в КДН и ЗП об ограничении или лишении родительских прав (в соответствии со ст. 69, 73 СК РФ) о привлечении родителей к ответственности за невыполнение обязанностей.
3. Ходатайство в отдел по профилактике семейного неблагополучия или в органы опеки и попечительства о постановке семьи на учет.
|
СК РФ (ст. 69–77); Федеральный закон 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120)
|
· Органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия.
|
Нахождение ребенка в социально опасном положении в семье (жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой – семейное насилие, безнадзорные дети, смерть родителей)
|
· Уведомление органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, служб социальной защиты о факте нахождения ребенка в социально опасном положении в семье;
· обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования;
· обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи, помещении ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних,
· контроль и/или участие в дальнейшем устройстве ребенка
|
СК РФ (ст. 69–77); ФЗ № 120 (ст. 13)
|
· Органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия.
|
Насилие в семье по отношению к ребенку
|
Обращение в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, органы внутренних дел
|
СК РФ (гл. 12, ст. 77); ФЗ № 120
|
Участковые уполномоченные по месту жительства; органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия, реабилитационные центры для детей и подростков
|
|
·
|
|
|
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
|
· Представление интересов несовершеннолетних при рассмотрении дел в КДН и ЗП, судах;
· работа с семьями несовершеннолетних правонарушителей;
· постановка на внутришкольный учет учащихся, совершивших правонарушения;
· повышение правовой компетентности учащихся по вопросу ответственности за совершение правонарушений;
· повышение правовой компетентности родителей (законных представителей) по проблемам ответственности за правонарушения несовершеннолетних детей
|
ФЗ № 120
|
Участковые уполномоченные по месту жительства; органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия, реабилитационные центры для детей и подростков
|
Основная работа с семьей включает несколько этапов.
1. Изучение семьи и условий жизни ребенка
На предварительном этапе проводится диагностика на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия.
Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:
- раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы;
- выявление характера проблем;
- изучение причин социального неблагополучия обучающихся.
Изучение социальным педагогом семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов. Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска.
Далее дети группы риска обследуются в зависимости от выявленного "фактора риска" семейного неблагополучия, с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребенка может быть выявлен с помощью методик, например методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из подразделений по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, дошкольного учреждения, которое посещал ребенок.
Работа по первичному изучению семьи проводится социальным педагогом с использованием различных методов: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (в школе, среде сверстников и т. п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, учителя, работающие с ребенком и др.).
Выделим основные рекомендации по использованию диагностического инструментария для изучения социальной ситуации семьи.
Диагностический инструментарий социального педагога
Наименование методики
|
Назначение методики
|
Категория (с кем проводится)
|
Форма проведения
|
Изучение социальной ситуации развития ребенка
|
Социальный паспорт класса (группы)
|
Выявление детей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.
Проводится анализ социальных паспортов классов
|
Классы, классные руководители
|
Таблица заполняется классным руководителем
|
Социальная карта личности
(приложение 7)
|
Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении учащихся, имеющих проблемы поведения, находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т. п.)
|
Педагоги, классные руководители
|
Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы
|
Анализ факторов социального неблагополучия
|
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка, семьи(Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)(приложение 8)
|
Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка или семьи, определение принадлежности ребенка или семьи к группе риска.
Проводится в комплексе с другими методиками, выявляющими индивидуальные особенности и социальную ситуацию детей "группы риска"
|
Учащиеся школы и их семьи
|
В форме беседы, экспертных опросов
|
Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка (приложение 9)
|
Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье.
Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье
|
Жилищные условия, среда проживания ребенка
|
Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)
|
Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений
|
Паспорт семьи
(приложение 10)
|
Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье
|
Семья ребенка
|
Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи
|
Выявление нарушений поведения, социальнойдезадаптации
|
Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних(Беличева С.А., Дементьева И.Ф.): анализ условий воспитания и социального развития подростка (приложение 11)
|
Выявление условий воспитания, факторов семьи и внесемейного окружения. Выявление проблем поведения, волевой сферы, социальных отношений, ценностных ориентаций, общей культуры, склонностей к употреблению ПАВ.
Позволяет выявить "проблемное поле" личности, риск социальной дезадаптированности
|
Учащиеся школы
|
Экспертный опрос, беседа с педагогами, родителями
|
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.) (приложение 12)
|
Выявление склонности лиц мужского пола к различным формам девиантного поведения
|
|
Индивидуально с учащимися старшего подросткового и раннего юношеского возраста; обработка и интерпретация результатов – с помощью психолога
|
Изучение личности ребенка
|
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда(приложение 13)
|
Анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации.
Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке
|
Учащиеся школы
|
Индивидуальная работа с бланком опросника. Обработка и интерпретация результатов проводится с помощью психолога
|
2. Обследование жилищных условий проживания семьи
Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится социальным педагогом во время посещения семьи, беседы с ее членами.
Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.
В процессе обследования жилья ребенка социальный педагог анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью.
По результатам изучения условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данный акт направляется в службы и ведомства системы профилактики в случаях:
- если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка);
- жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).
3. Выявление служб, ранее работавших с семьей
На этом этапе социальный педагог получает информацию по проблеме от педагогов школы по поводу обращения к ним самого ребенка или родителей, близких родственников, а также их собственных наблюдений за поведением и учебной деятельностью ребенка.
Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, т. к. любая информация может стать полезной в установлении контакта с ребенком и семьей.
Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты.
Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами органов опеки и попечительства.
На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы социального педагога по реабилитации семьи, определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.
По результатам изучения семьи и социальной ситуации ребенка оформляется профилактическое дело и "Социальная карта личности".
Содержание профилактической работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, форм медицинской реабилитации, восстановления воспитательного потенциала семьи.
4. Реализация программы сопровождения семьи
Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:
- раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении;
- охрана и защита прав несовершеннолетних;
- взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые могут и будут помогать социальному педагогу в решении проблем детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;
- работа школьного совета профилактики; (приложение 14).
- систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической работы;
- профориентационная работа и трудоустройство обучающихся;
- социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости; (приложение 15, приложение 16)
- создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и формирование гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Особенности профилактической работы
Основные принципы индивидуальной профилактической работы:
- приоритет интересов ребенка;
- положительный характер обратной связи. Большинство детей этой категории нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих;
- непрерывность сопровождения.
5. Текущие и контрольные посещения семьи
Данный этап работы предполагает реализацию технологии социального патронажа.
Патронаж – это посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, определять необходимую помощь, как плановую, так и экстренную.
Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.
Контрольная цель направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.
Адаптационно-реабилитационная цель – оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.
Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.
С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им, защищая интересы ребенка.
Один из вариантов регистрации посещений семьи (патронажа) социальным педагогом:
Дата
|
Причина посещения (в т. ч. указать – плановое в ходе патронажа или внеплановое)
|
Ф. И. О, должности специалистов, посетивших семью
|
Описание ситуации
|
Результат посещения
|
|
|
|
|
|
В период патронажа изучение динамики ситуации в семье может проводиться не только во время посещения семьи на дому, но и в процессе встреч с родителями в школе (по инициативе социального педагога или администрации школы). Проводятся беседы с ребенком в школе, наблюдение за его социальными контактами, особенностями поведения, а также беседы с педагогами о поведении и успеваемости.
6. Оценка эффективности работы с семьей.
На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:
- принимается решение о необходимости и возможности продолжения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения семьи в следующем учебном году;
- специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по дальнейшей работе с семьей или ребенком (приложение 17).
Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи. Позитивная динамики ситуации может характеризоваться следующими показателями:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают школу;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков и ПАВ;
- семья поддерживает контакты со школой и другими службами и ведомствами системы профилактики;
- в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает, позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. Действия социального педагога и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса.
Несмотря на то, что ситуация в обществе в целом достаточно нестабильная и кризисные явления в институте современной семьи продолжают нарастать, количество неблагополучных семей в школе за последние пять лет не меняется. Роста количества неблагополучных семей удается избежать благодаря своевременной и систематической профилактической работе с семьями учащихся школы. |