Главная » Файлы » Социальная служба » Учительская

Система работы социального педагога с семьями "группы риска"
28.01.2015, 15:33

Система работы социального педагога с семьями «группы риска».

Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, которые дает семья.

Отношения родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера – все это само по себе уже воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует сил, времени, знаний, определенных навыков, высокой требовательности от отца и матери к самим себе.

Между тем, жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, незнанию, по легкомыслию, допускают серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утратившая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

В начале 2014-2015 учебного года было проведено изучение и обследование семей учащихся школы, в ходе которого было установлено, что 27% учащихся воспитываются в неполных семьях; 7% учащихся школы воспитываются в многодетных семьях; 18,9% учащихся из малообеспеченных семей и 0,9% учащихся из социально-неблагополучных семей. За последние пять лет эти показатели менялись следующим образом:

  • количество неполных семей постепенно уменьшается с 31,5% в 2010-2011 до 27% в этом учебном году;
  • количество многодетных семей остается примерно на одном и том же уровне, около 7%;
  • наблюдается постоянное увеличение количества малообеспеченных семей с 5% в 2010-2011 учебном году до 18,9% в этом учебном году;
  • количество социально-неблагополучных семей, состоящих на учете, остается примерно на одном уровне, с небольшой тенденцией к снижению с 1,4% в 2010-2011 учебном году до 0,9% в этом учебном году.

 

 

Диаграмма 1

Динамика количества семей «группы риска»

В целом около 25% учащихся школы воспитываются в семьях «группы риска»: неполных, многодетных, малообеспеченных и неблагополучных. Поэтому одним из главных направлений деятельности школы является работа по социально-педагогическому сопровождению семей «группы риска».

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

  • выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
  • определение причин семейного неблагополучия;
  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • профилактика социальнойдезадаптации, девиантного поведения;
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

 

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;
  • постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
  • Закон Костромской области от 11 ноября 1998 г. N 29
    "О гарантиях прав ребенка в Костромской области"
    (принят Костромской областной Думой 5 ноября 1998 г)
    (с изменениями от 22 ноября 2005 г., 28 апреля, 16 июля, 28 декабря 2007 г., 7, 29 февраля, 27 марта 2008 г., 8 июня, 15 июля 2009 г.)
  • Постановление Костромской областной думы от 2 февраля 2012 года, № 1049 «О внесении изменений в Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» и Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов школы должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:

  • непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;
  • работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;
  • работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.

В целом решение проблем социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных:

  • на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
  • определение причин неблагополучия семьи;
  • осуществление информационной помощи семье;
  • реализацию системы профилактики нарушений воспитания в семьях группы риска.

Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в школе на индивидуальном сопровождении.

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами(приложение 1, приложение 2).

Основными источниками информации о семье являются:

  • классный руководитель, учителя ребенка;
  • социальные паспорта классов(приложение 3);
  • беседы с ребенком, его родственниками, сверстниками;
  • непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в школу); (приложение 4, приложение 5)
  • наблюдение за ребенком в школе, особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения (приложение 6).

Актуальные проблемы семейного неблагополучия и специфика деятельности по решению проблемы

Направления деятельности / формы помощи

Правовые основания деятельности

Субъекты взаимодействия по проблеме

Невыполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка, игнорирование потребностей ребенка

·         Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских обязанностей;

·         постановка семьи на психолого-медико-социальное сопровождение в ОУ;

·         консультирование родителей по основным обязанностям по воспитанию ребенка (знакомство с Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ), ст. 63–65, 69, 71, 73, 74, 77);

·         обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости).

Если ситуация в семье не меняется:

Подготовка ходатайств:

1. Ходатайство в ПДН о привлечении родителей к административной ответственности и оказании содействия в проведении профилактической работы с семьей.

2. Ходатайство в КДН и ЗП об ограничении или лишении родительских прав (в соответствии со ст. 69, 73 СК РФ) о привлечении родителей к ответственности за невыполнение обязанностей.

3. Ходатайство в отдел по профилактике семейного неблагополучия или в органы опеки и попечительства о постановке семьи на учет.

СК РФ (ст. 69–77); Федеральный закон 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120)

·         Органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия.

Нахождение ребенка в социально опасном положении в семье (жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой – семейное насилие, безнадзорные дети, смерть родителей)

·         Уведомление органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, служб социальной защиты о факте нахождения ребенка в социально опасном положении в семье;

·         обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования;

·         обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи, помещении ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних,

·         контроль и/или участие в дальнейшем устройстве ребенка

СК РФ (ст. 69–77); ФЗ № 120 (ст. 13)

·         Органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия.

Насилие в семье по отношению к ребенку

Обращение в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, органы внутренних дел

СК РФ (гл. 12, ст. 77); ФЗ № 120

Участковые уполномоченные по месту жительства; органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия, реабилитационные центры для детей и подростков

 

·          

 

 

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

·         Представление интересов несовершеннолетних при рассмотрении дел в КДН и ЗП, судах;

·         работа с семьями несовершеннолетних правонарушителей;

·         постановка на внутришкольный учет учащихся, совершивших правонарушения;

·         повышение правовой компетентности учащихся по вопросу ответственности за совершение правонарушений;

·         повышение правовой компетентности родителей (законных представителей) по проблемам ответственности за правонарушения несовершеннолетних детей

ФЗ № 120

Участковые уполномоченные по месту жительства; органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия, реабилитационные центры для детей и подростков

 

Основная работа с семьей включает несколько этапов.

1. Изучение семьи и условий жизни ребенка

На предварительном этапе проводится диагностика на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия.

Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:

  • раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы;
  • выявление характера проблем;
  • изучение причин социального неблагополучия обучающихся.

 

Изучение социальным педагогом семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов. Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска.

Далее дети группы риска обследуются в зависимости от выявленного "фактора риска" семейного неблагополучия, с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребенка может быть выявлен с помощью методик, например методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из подразделений по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, дошкольного учреждения, которое посещал ребенок.

Работа по первичному изучению семьи проводится социальным педагогом с использованием различных методов: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (в школе, среде сверстников и т. п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, учителя, работающие с ребенком и др.).

Выделим основные рекомендации по использованию диагностического инструментария для изучения социальной ситуации семьи.

Диагностический инструментарий социального педагога

Наименование методики

Назначение методики

Категория (с кем проводится)

Форма проведения

Изучение социальной ситуации развития ребенка

Социальный паспорт класса (группы)

Выявление детей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.

Проводится анализ социальных паспортов классов

Классы, классные руководители

Таблица заполняется классным руководителем

Социальная карта личности

(приложение 7)

Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении учащихся, имеющих проблемы поведения, находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т. п.)

Педагоги, классные руководители

Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы

Анализ факторов социального неблагополучия

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка, семьи(Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)(приложение 8)

Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка или семьи, определение принадлежности ребенка или семьи к группе риска.

Проводится в комплексе с другими методиками, выявляющими индивидуальные особенности и социальную ситуацию детей "группы риска"

Учащиеся школы и их семьи

В форме беседы, экспертных опросов

Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка (приложение 9)

Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье.

Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье

Жилищные условия, среда проживания ребенка

Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)

Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений

Паспорт семьи

(приложение 10)

Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье

Семья ребенка

Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи

Выявление нарушений поведения, социальнойдезадаптации

Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних(Беличева С.А., Дементьева И.Ф.): анализ условий воспитания и социального развития подростка (приложение 11)

Выявление условий воспитания, факторов семьи и внесемейного окружения. Выявление проблем поведения, волевой сферы, социальных отношений, ценностных ориентаций, общей культуры, склонностей к употреблению ПАВ.

Позволяет выявить "проблемное поле" личности, риск социальной дезадаптированности

Учащиеся школы

Экспертный опрос, беседа с педагогами, родителями

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.) (приложение 12)

Выявление склонности лиц мужского пола к различным формам девиантного поведения

 

Индивидуально с учащимися старшего подросткового и раннего юношеского возраста; обработка и интерпретация результатов – с помощью психолога

Изучение личности ребенка

Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда(приложение 13)

Анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации.

Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке

Учащиеся школы

Индивидуальная работа с бланком опросника. Обработка и интерпретация результатов проводится с помощью психолога

 

2. Обследование жилищных условий проживания семьи

Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится социальным педагогом во время посещения семьи, беседы с ее членами.

Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.

В процессе обследования жилья ребенка социальный педагог анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью.

По результатам изучения условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данный акт направляется в службы и ведомства системы профилактики в случаях:

  • если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка);
  • жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).

 

3. Выявление служб, ранее работавших с семьей

На этом этапе социальный педагог получает информацию по проблеме от педагогов школы по поводу обращения к ним самого ребенка или родителей, близких родственников, а также их собственных наблюдений за поведением и учебной деятельностью ребенка.

Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, т. к. любая информация может стать полезной в установлении контакта с ребенком и семьей.

Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты.

Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами органов опеки и попечительства.

На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы социального педагога по реабилитации семьи, определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.

По результатам изучения семьи и социальной ситуации ребенка оформляется профилактическое дело и "Социальная карта личности".

Содержание профилактической работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, форм медицинской реабилитации, восстановления воспитательного потенциала семьи.

4. Реализация программы сопровождения семьи

Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:

  • раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении;
  • охрана и защита прав несовершеннолетних;
  • взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые могут и будут помогать социальному педагогу в решении проблем детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;
  • работа школьного совета профилактики; (приложение 14).
  • систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической работы;
  • профориентационная работа и трудоустройство обучающихся;
  • социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости; (приложение 15, приложение 16)
  • создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и формирование гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Особенности профилактической работы

Основные принципы индивидуальной профилактической работы:

  • приоритет интересов ребенка;
  • положительный характер обратной связи. Большинство детей этой категории нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих;
  • непрерывность сопровождения.

5. Текущие и контрольные посещения семьи

Данный этап работы предполагает реализацию технологии социального патронажа.

Патронаж – это посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, определять необходимую помощь, как плановую, так и экстренную.

Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.

Контрольная цель направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.

Адаптационно-реабилитационная цель – оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им, защищая интересы ребенка.

Один из вариантов регистрации посещений семьи (патронажа) социальным педагогом:

Дата

Причина посещения (в т. ч. указать – плановое в ходе патронажа или внеплановое)

Ф. И. О, должности специалистов, посетивших семью

Описание ситуации

Результат посещения

         

В период патронажа изучение динамики ситуации в семье может проводиться не только во время посещения семьи на дому, но и в процессе встреч с родителями в школе (по инициативе социального педагога или администрации школы). Проводятся беседы с ребенком в школе, наблюдение за его социальными контактами, особенностями поведения, а также беседы с педагогами о поведении и успеваемости.

6. Оценка эффективности работы с семьей.

На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:

  • принимается решение о необходимости и возможности продолжения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения семьи в следующем учебном году;
  • специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по дальнейшей работе с семьей или ребенком (приложение 17).

Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи. Позитивная динамики ситуации может характеризоваться следующими показателями:

  • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
  • родители проявляют заботу о детях;
  • дети посещают школу;
  • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков и ПАВ;
  • семья поддерживает контакты со школой и другими службами и ведомствами системы профилактики;
  • в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает, позитивно настроена на взаимодействие с ними;
  • семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальнаяв деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. Действия социального педагога и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса. 

Несмотря на то, что ситуация в обществе в целом достаточно нестабильная и кризисные явления в институте современной семьи продолжают нарастать, количество неблагополучных семей в школе за последние пять лет не меняется. Роста количества неблагополучных семей удается избежать благодаря своевременной и систематической профилактической работе с семьями учащихся школы.

Категория: Учительская | Добавил: school22
Просмотров: 7093 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar